В средней группе дети продолжают учиться самостоятельно выполнять трудовые процессы, приобщаются к форме труда – дежурству.
Дежурные по столовой выполняют почти весь процесс сервировки стола без помощи взрослого: расставляют тарелки, каждую напротив стульчика, справа от них кладут ложки и вилки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны. Большое значение для качественного выполнения обязанностей дежурного в этом возрасте имеет объем работы. Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой действия. Этим определяется и форма организации дежурств. В первой половине учебного года целесообразно ежедневно назначать столько дежурных, сколько в группе столов. Во второй половине года с обязанностями дежурных по столовой легко справляются двое детей.
Детям средней группы о дежурстве напоминает воспитатель. Фартук для дежурного ребенка не просто защита от загрязнений, а эмблема исполнителя ответственного задания. Для четкой организации и эффективного методического сопровождения в группе оформлен стенд «Уголок дежурных по столовой».
Опираясь на представления о труде младшего воспитателя, полученные в процессе специально организованных наблюдений, воспитатель напоминает детям о том, как работает младший воспитатель, и предлагает детям помочь ей.
Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот аккуратно, старательно работает, не отвлекается от дела. Дети постепенно осознают значение труда дежурных, его общественную направленность. Так у ребят формируется ответственное отношение к делу.